Какой сплав в инвалидной коляске является лучшим?
Какой сплав самый лучший? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Ультра легкие инвалидные коляски, как правило, состоят из четырех типов материалов: алюминия, титана, карбона и других композитных материалов. Сравнение одного вида материала c другим осуществить практически невозможно, так как каждый вид материала имеет свои преимущества и недостатки, а также технология создания материалов постоянно развивается и меняется. Например, всего десять лет назад углеродное волокно имело свойство желтеть и разрушаться. Однако в процессе улучшения технологий, производство углеродных волокон прошло долгий путь в изготовлении техники для инвалидов на протяжении десятилетий. Многие композитные материалы, используемые в их производстве, представляют собой комбинацию из углеродного волокна, пластмассы или смолы. Эти материалы также прошли долгий путь совершенствования на протяжении последних лет.
Например, в аэрокосмической промышленности на передний план вышли материалы для создания прочных и легких деталей. Объясняется это одной простой причиной. Чем легче самолет, тем лучше он будет выполнять свои полёты и тем более экономичным будет в эксплуатации. Такой подход усовершенствования деталей дает снижение веса в среднем на 20 процентов по сравнению с более традиционными алюминиевыми конструкциями. В то время, как большинство производителей инвалидных колясок делают свою продукцию либо из алюминия, титана или композитных материалов, авиапромышленность использует все эти материалы соответствующим образом для достижения легкости и безопасности. Инженерные разработки являются более важными, чем сам материал.
Кроме того, не все алюминиевые или титановые детали равны в своих возможностях. Есть очень много нюансов, которые входят в создание данного вида техники. Алюминий инвалидного кресла, произведённый одной компанией, может быть легче, чем алюминий, произведённый другой.
Диаметр и толщина труб, эффект жесткости, прочность и вес.
Производитель инвалидной техники может использовать тонкостенные трубы, и тем самым добиться легкости рамы инвалидного кресла, которая была бы весьма удовлетворительной для некоторых пациентов. Но данная рама может треснуть от избыточного веса и тяжести.
В самых лёгких инвалидных креслах используются различные толщины и диаметры труб в разных частях корпуса в целях достижения лучшего баланса веса, прочности и жесткости, которая необходима для лучшей езды. Например, титан имеет более высокую прочность, чем алюминий. Но в 2008 году исследователи из Университета Питтсбурга опубликовали исследования испытаний четырех популярных марок титана, используемых в производстве инвалидной техники. Ученые обнаружили, что прочность титановых инвалидных кресел была меньше чем у их алюминиевых аналогов. Титановые кресла-коляски были легкие, однако эта лёгкость была достигнута в ущерб прочности рамы.
Поэтому ошибочно считать, что инвалидная коляска, изготовленная из одного материала, обязательно будет легче, прочнее или лучше, чем такая же коляска из другого вида материала. Вероятно, что лёгкий вес и прочный корпус в будущем будет достигнут тогда, когда будет использоваться сочетание различных типов материалов, именно тех, которые используются сейчас в авиационной промышленности. Примером этому служит авиалайнер Boeing Dreamliner.
Рассмотрим типы материалов, использующихся в производстве инвалидной техники:
Титан.
Титан тяжело окрасить. Существуют особые методы покраски титана, но зачастую они очень дорогие. В результате, многие кресла-коляски, сделанные из титана окрашены в тускло серый цвет. Кому-то это нравится, а кому-то нет.
Углеродное волокно.
В процессе усовершенствования, всё ещё имеются жалобы на повреждение углеродного волокна у рамы инвалидного кресла. Так это или нет, но эта технология является достаточно старой и зависит от типа производства углеродного волокна, который использует производитель. Также углеродное волокно может пожелтеть под воздействием ультрафиолетового света, если оно не покрыто краской или каким-либо другим материалом.
Алюминий.
Сварные алюминиевые рамы, как правило, получаются более лёгкими, чем алюминиевые рамы, скрепленные скобами и винтами. Но многим людям не нравится внешний вид сварки, а также сварные части не могут быть отрегулированы под нужды инвалида. И если пациент захочет продать такую коляску, он может столкнуться с проблемой поиска покупателя, который будет иметь точно такие же габариты и вес.
Какая инвалидная коляска удобней?
Одним из ключевых вопросов при выборе сверхлегкой коляски является то, как производитель делает её подходящей к габаритам вашего тела. В связи с этим компания «Орт-Фарм Ортопедия» даёт следующую рекомендацию по подбору и покупке. Существует три типичных подхода:
1. Достижение оптимальной регулировки: Производитель может сделать инвалидную коляску с несколько более длинной рамой и затем использовать отладку её ширины для того, чтобы подогнать её габариты под ваши размеры и требования. Производитель отрегулирует высоту сидения, угол переднего кастера, угол заднего сиденья, высоту спинки и длину ступеньки для ног, то есть все требования, которые вы ставите перед изготовителем. Проблема в том, что для регулировки инвалидной коляски потребуются болты, скобы, винты и все эти дополнения придадут дополнительный вес. Поэтому большинство ультра-легких колясок имеют ограниченную настраиваемость.
2. Подход к изменению размера рамы: некоторые производители могут уменьшить вес за счёт отсутствия регулировки или универсального правила "один размер для всех". Для того, чтобы свести к минимуму количество типов размеров инвалидных колясок, которые производитель должен был хранить на своих складах, нашлось следующее решение: конструкторы инвалидной техники попытались свести к минимуму некоторые размеры. Например, определённые виды колясок предложены только с рамой одной длины.
3. Стандартная настройка: означает, что коляска сконструирована по точным размерам покупателя. Это имеет то преимущество, что полностью настроенная инвалидная коляска будет точно соответствовать габаритам тела пациента. Если дополнительная регулировка не требуется, то индивидуальная инвалидная коляска имеет меньше болтов, скоб и винтов, и поэтому легче по весу. Недостатком можно считать то, что если измерения будут не верны, то кресло-коляску во-первых - придется изготавливать снова, во-вторых – производитель может отказаться от исполнения повторного заказа. Другим недостатком является то, что если вы захотите продать своё кресло, то будет очень трудно найти покупателя, который имеет такие же размеры и требования, как у вас.
Вес инвалидной коляски. Сравнение.
У какого производителя самая легкая инвалидная коляска?
Наверное, ответить на это не так и легко, как можно подумать на первый взгляд. Много факторов играют роль в весе, и поиск данных, необходимых для сравнения этих весов зачастую является невозможной задачей.
Многие производители дают вес рамы инвалидного кресла без колес, замков, боковых блокираторов и даже обивки. Компания «Орт-Фарм Ортопедия» отмечает, что Компания KARMA MEDICAL в документации на всю свою технику всегда включает в вес своей продукции все вышеперечисленные детали, что даёт реальное отображение всех характеристик инвалидных кресел-колясок. Согласно документации, вес одной и той же рамы может указываться по-разному, в зависимости от размеров или конфигурации. Если вес колёс учитывается, то это может играть существенную роль в отображении реального веса кресла. Передние колеса часто добавляют 2 кг к весу. Редко сторонние производители дают реальную информацию касательно веса кресла-коляски. Поэтому, делая сравнение веса одной коляски с другой будет очень трудно определить реальную весовую характеристику, опираясь на данные, которые указывают в своей документации сторонние производители медицинской техники. Поэтому информация, приведённая в документации должна использоваться в качестве общего ознакомления. Не следует использовать эти данные для сравнения. Это нужно скорее для того, чтобы получить представление о том, насколько лёгкой может быть инвалидная коляска. Из всего этого следует однозначный вывод: купить данный вид инвалидной техники не составляет никакого труда. Главное для покупателя - это правильно подойти к выбору.